Всегда ли требуется капитальное мощение?
Сложно дать на этот вопрос однозначный ответ, но мы бы рекомендовали применять дорогостоящие технологии мощения, такие как дорожно-тропиночная сеть на бетонной основе, классическое мощение различными видами «брусчаток» с установкой бортов или эксклюзивные материалы мощениятолько в тех случаях, когда избранный стиль ландшафтного дизайна, отделка строений, действительно предстоящие серьёзные нагрузки на мощение, ужасающее состояние почв и нежелание дренировать их или изменять состав грунтов, или, например, Ваши собственные вкусы и суеверия не оставляют Вам никакого выбора.
Если же ничего из вышеописанного Вам не грозит, то отсутствие альтернативных предложений по способам мощения со стороны Ваших ландшафтных дизайнеров или суровых строителей может быть связано лишь с двумя вещами: низкой квалификацией, страхом новизны и нежеланием напрягаться и профессионально расти у выбранных Вами специалистов, но чаще всего с их неуемным желанием максимизировать свои заработки за счет комиссий и наценок на дорогих работах и материалах.
Мы искренне убеждены, что несмотря на не самый лучший климат в Республике Беларусь и возможные сложности с грунтами, при правильном технологическом подходе можно и нужно применять альтернативные легкие технологии мощения, об одной из которых мы и расскажем Вам в этой статье.
Речь пойдет о всем, наверное, известной т.н. «гравийной дорожке». При одном упоминании о таком дорожном покрытии у многих заказчиков возникают ассоциативные воспоминания о том, как тяжело перемещаться по гравийной или щебеночной насыпи или галечному пляжу, когда нога с каждым шагом погружается в каменистую поверхность, что отнимает силы и вызывает подсознательное отвращение к такому покрытию.
Тем не менее, подобными характеристиками обладают только естественные насыпи щебня, гравия, гальки или песчано-гравийной смеси. Для выполнения качественной гравийной дорожки нам нужно обеспечить выполнение нескольких факторов.
Что важно обеспечить при создании гравийной дорожки?
Во-первых, мы должны воспрепятствовать «утоплению» гравия дорожки в почву или песок основания, а также обратному процессу «всплывания» грунтов основания. Пресечь эту миграцию можно несколькими способами или их сочетанием, а именно тщательной подготовкой основания для гравийной дорожки (трамбовка, формирование подушки из последовательных слоев песка и щебня и т.п.), разделением основания дорожки и основного массива гравия нетканым материалом (геотекстилем), увеличением толщины (глубины) основного массива гравия дорожки.
Во-вторых, нам необходимо повысить «плотность упаковки» гравийной засыпки или иначе говоря, уменьшить количество пустот между фрагментами нашего материала мощения. Достигается это за счет того, что предпочтительным материалом для создания гравийной дорожки является т.н. песчано-гравийная смесь (ПГС).
Состав песчано-гравийной смеси в зависимости от карьера и степени ее обработки может отличаться, однако общие требования таковы: в природной песчано-гравийной смеси содержание зерен гравия размером более 5 мм должно быть не менее 10% и не более 95% по массе.
Оптимальной для создания гравийных дорожек по одному из мнений является т.н. обогащенная песчано-гравийная смесь (ОПГС), в составе которой 70% гравия и 30% песка. Последующая трамбовка такого правильного материала создает достаточно однородную структуру с минимальным для этого материала количеством пустот.
В третьих, несмотря на то, что гравий в отличие от щебня не обладает столь очевидными острыми краями, тем не менее, поверхность гравийных зерен и песка при ближайшем рассмотрении полна неровностей, которые способствуют сцеплению элементов смеси. Достаточно важным условиям для поддержания такого «зацепления» является то, что элементы смеси должны находиться постоянно под небольшим внешним давлением, которое достигается за счет трамбовки ПГС в упругом окружении.
В качестве такого «упругого» окружения могут выступать края георешетки, если гравийная дорожка создается по современной технологии, с которой вы можете ознакомиться по этой ссылке, либо в наиболее бюджетном варианте такими «упругими бортами» могут выступать простые деревянные брусы или просто доски при малой ширине дорожки, которые укладываются по периметру дорожки или разделяют ее с некоторой периодичностью, как это, например, представлено на фотографии парковочной зоны с гравийным покрытием одного из наших объектов.
Как следует из вышеописанного - использование классических тротуарных бортов, упругость которых близка к нулю, даже противопоказана при создании гравийной дорожки, так как будет вести к постоянному разрушению «сцепления» и понижать тем самым плотность дорожки и соответственно снижать комфорт при хождении по ней.
Приятные мелочи гравийного мощения
Если все вышеизложенное еще не убедило Вас в том, что можно сберечь серьезные средства выбрав альтернативные способы мощения, перечислим еще несколько мелких, но приятных плюсов дорожно-тропиночной сети из ПГС.
Отличные дренажные свойства такой гравийной дорожки не создадут вам дополнительных сложностей по отводу дождевой или талой воды, как это может случиться при использовании мощения на бетонной основе.
По причине того, что при создании гравийной дорожки противопоказаны капитальные борта, а при использовании георешетки или на легких пешеходных дорожках можно обойтись вообще без каких-либо «бортов», форма дорожки может быть самых причудливых очертаний без серьезных финансовых затрат.
В большинстве случаев создание гравийного мощения не требует высокой строительной квалификации и применения тяжелой строительной техники.
В поверхность классической гравийной дорожки (без георешетки) можно просто укладывать более крупные элементы мощения, например бетонные плиты, которые предлагаются на сегодня на рынке в очень широком ассортименте, различных цветов и с довольно успешной имитацией таких поверхностей как дерево, металл, кожа. Такие вкладки не только улучшат эстетику объекта и позволят легко изменять его облик, но и создадут возможность комфортного перемещения по дорожке даже для женщин на тонких каблуках.
Гравийная дорожка на основе георешетки позволяет совмещать в пределах одного объекта материалы разных цветов, делать вкладки с газонной травой или растениями.
В тех же случаях, когда георешетка в нижней части имеет сетчатое дно, снимается необходимость в использовании нетканого материала (геотекстиля), как препятствия для миграции гравийных зерен.
Будьте рациональны при создании своей дорожно-тропиночной сети, настоящий профессионал не будет стремиться "нагреть" заказчика ландшафтного дизайна и благоустройства, а представит ему полный перечень доступных технологий. Сэкономленные средства Вы всегда с большим удовольствием сможете потратить на декорирование или озеленение Вашего приусадебного участка.